Добавить заказ
Фрилансеров:24615 (+0) Работодателей:10584 (+2) Заказов:12169 (+2)
РегистрацияЗабыли пароль? Запомнить
Категории

Карьера программиста 1С. Кризис эдишн.
s-ava
VladProgrammer [Владимир ]
Рейтинг: 15 0(0)/0(0)/0(0)

Владимир Самойленко

http://www.dpg.com.ua/

 

Карьера программиста 1С. Кризис эдишн.

 

У программиста со временем должны расти зарплата, пузо и диагональ монитора.

Народная мудрость.

 

Предлагаю рассмотреть и систематизировать факторы, обуславливающие оплату работы специалиста 1С В свете последних событий: тенденций рынка труда и мирового кризиса, также в статье рассматриваются этапы роста специалиста от сотрудника до директора.

 

Преамбула

 

Менее года назад вышла первая версия этой статьи, которую я не выкладывал на свой корпоративный сайт, а статейка разошлась по блогам и форумам. Так сложилось, что не везде я смог ответить на комментарии, в силу отсутствия контроля над распространением этой статьи, поэтому некоторые читатели вынуждены были писать мне лично.

В этой версии я постарался учесть конструктивную критику, актуальные вопросы читателей и добавить нюансы наступившего кризиса, которые тоже вносят свои коррективы. Любые совпадения случайны. В то же время, статья написана по реальным событиям, отзывам и мнениям живых людей, с которыми я общался на тему 1С, построения карьеры в этой сфере и вообще о жизни.

В данной статье рассматривается карьера специалиста по конфигурированию системы экономических программ 1С. Карьера рассматривается с показателя зарабатываемых денег в месяц/квартал/год. Накопленный материал, позволяет рассмотреть наиболее вероятное становление специалиста. Понятно, что чудеса из серии «Заметили и пригласили в Москву будут только у самых лучших» :)

 

История вопроса

Яке їхало, таке й здибало (укр.).

(По Сеньке и шапка)

 

Рынок труда, самый динамичный рынок, особенно в отрасли информационных технологий, где границы между странами сугубо условны, а расстояния не превышают вытянутой руки к клавиатуре с мышкой. Что же способствует росту удаленной работы и незаметному оттоку рабочей силы?

Так сложилось исторически, что в пост-СССР пространстве было дешевле взять на работу еще несколько человек, чем покупать технику и оборудование для автоматизации. Однако в какой-то момент предприниматели поняли, что автоматизация может лучше помогать контролировать бизнес, и техника способна больше чем на выписку документов. Ситуация с кадрами была аховой: компьютерная грамотность низкая, а менеджеры по продажам нужны, шаровые бухгалтера кончились, да и документы от руки выписывать не очень, времена как бы не те.

Начавшийся бурный рост рынка АйТи в странах СНГ, привел к ситуации, когда рабочих мест много, а специалистов не хватает. Как-то всем сразу стали нужны и админы, и эникейщики, и программеры.

Самая большая сложность была с программистами. Те, которые составляли «цвет нации» работали с иностранными клиентами сами, либо находили себе менеджеров, другие находили работу у тех, кто знает английский и помогали им зарабатывать на оффшорном программировании. Тут конкретно АйТишная среда: все сотрудники фирмы имели нужный уровень компетенции, и карьерный рост напрямую был связан со знаниями в предметной области. Стандарты разработки подробно изложены в книгах, выдержавших не одно переиздание.

Поскольку мы рассматриваем область сопровождения 1С, то сосредоточим наше внимание на отрасли в этом сегменте автоматизации бухгалтерского учета. Оставим в стороне мнения некоторых суровых программеров, что писать команды на русском языке не солидно (хотя синтаксис С для англоговорящего программиста воспринимается также, как и нами русскоговорящими команды на русском :) ) и попробуем разобраться, что важно для специалиста 1С чтобы его уважали и платили много денег.

Само определение «система экономических программ 1С» предполагает, что в идеальной ситуации, человек который будет сопровождать систему будет иметь необходимые экономические знания по управлению предприятием, бизнес процессами, налогообложению, бухгалтерскому учету и некоторых других смежных областях. Можно конечно возразить, что эту роль может выполнять «ведущий специалист» и программиста будут сопровождать правильные консультанты, но это только снижает зарплату нашего героя исследования.

В программисты 1С пришли люди чаще всего по таким причинам:

1. Слышали, что в этой сфере много платят, вот однажды и решились.

2. Программы экономические и знания такие есть у людей с экономическим образованием, меньше конечно финансистов, больше специалистов по экономической кибернетике.

3. Настоящие программисты и учились на это, однако в экономике их познания ограничены рассказами бухгалтеров «почему так нужно».

Если в эру 1С 7.7 документация по системе была сложно доступна, то с выходом учебных версий 1С Предприятие 8.0 (8.1) эта проблема решилась сама собой.

Тем не менее, для разработок в 1С характерно именно экстремальное программирование «пока клиент помнит и хочет, заказанные изменения в программе», работа не предполагает постоянного рабочего места в офисе, задачи часто принимает бухгалтер далекий не только от программирования, а иногда и от методологии ведения учета вообще. Да и с нехваткой кадров многие франчайзи 1С обеспечивали бесплатное обучение с перспективой работы у них.

Отметим, что франчайзи 1С обучают программированию в системе 1С, но не обучают постановке задачи, отладке, эргономике интерфейса и другим тонкостям компьютерного шаманства. Именно поэтому от программиста 1С глупо требовать нечто больше, чем работающая программа, не факт что правильно. В лучшем случае он скажет что он прикладной специалист, а не теоретик. Обратим внимание на молодые глаза, и поймем что опыту в 25 лет взяться просто негде :)

На мой взгляд, переломным стал 2005-2006 год, когда автоматизировать новые предприятия на 1С 7.7 не имело смысла т.к. технология начинала умирать, а специалистов по 1С 8.0 было мало, ко всему же конфигурации требовали больших трудозатрат на адаптацию. Такое более чем бурное развитие автоматизации и переход на 1С Предприятие 8.0 вызвало большую потребность в программистах 1С.

Преимуществом и недостатком системы программ 1С является ее легко настраиваемость под задачи. Преимущества в том, что многие модули готовы. Главным недостатком как ни странно, оказывается ее кажущаяся простота: практически никто из пользователей не читает документацию по программе (да и программистов которые ее читали мало) и пользователь не может для себя понять какая задача относится к стандартной, а какая к повышенной сложности (бизнес процесс, веб расширение, OLE, и т.д.). Фактор кажущейся легкости вводит в заблуждение начинающих программистов, которые через пол года начинают ощущать себя «комнатными божками», а при малейшей сложности рассказывают о сырости платформы и необходимости дождаться следующего релиза.

Такое положение дел и строение каналов сбыта фирмы 1С приводит в тому, что сопровождают продукты 1С либо фирмы-франчайзи 1С, либо халтурщики (не штатные специалисты), либо штатные программисты на фирме.

Итак, мы имеем такую традиционную модель карьеры:

1. Начинающий специалист.

2. Специалист

3. Гуру

 

Начинающий специалист (1 – 1,5 года).

В программисты  пойду, пусть меня научат.

 

Что-то знает по компьютерам, по сетям, может настроить сервер. Учится грамоте у франчайзи, как правило, редко когда задерживается у него больше чем на пол года.

Причинами текучки является, как ни странно «звездная болезнь» и отсутствие толкового руководителя у франчайзи, что приводит к застряванию «спеца» на позиции «старший куда пошлют». Эта работа конечно тоже важна, ведь нужно человеку как-то зарабатывать, чтобы прожить, а фирме развиваться дальше. Параллельно с простыми задачами, даются задачи для самостоятельной разработки.

Определяющими факторами лояльности начинающего специалиста к фирме, являются наставники, их загрузка и способность уделять время начинающему коллеге, и конечно же таланты «спеца». Есть, конечно, еще фактор амбиций, однако он сразу дает о себе знать – человек уходит сразу после обучения.

Финал этого этапа карьеры находится или у франчайзи 1С, когда человек действительно прошел подготовку или он смог приютиться админом и программистом 1С на фирме, где 1С не так уж срочно и нужно, т.е. у него есть уйма времени на неспешное выполнение задач с обучением.

Как правило, те специалисты, которые проходят этот этап с финалом у конечного клиента, о франчайзи 1С отзываются очень плохо, как о работодателе. О некоторых начальниках более чем заслужено.

Также отметим, что чаще всего зарплата на этом этапе не занимает главное место, т.к. важно наработать опыт, ведь зарплата специалиста 1С больше чем админа в 2, а то и иногда в 4 раза. Они понимают, что админ, он до пенсии админ.

 

Продолжение следует…

 


Раздел: Программирование | Размещена: 20.01.2009 18:51
Комментировать
Комментарии