Добавить заказ
Фрилансеров:24623 (+0) Работодателей:10591 (+3) Заказов:12189 (+4)
РегистрацияЗабыли пароль? Запомнить
Категории

Юрий Волков: "..я, будучи человеком, так сказать, тонкой душевной организации (даже не знаю, шутка ли это) - не переношу кнут даже в классическом соотношении "фифти-фифти." (часть 1)
s-ava
admin [Администратор ]
Рейтинг: 98476.6 0(0)/0(0)/0(0)

За время существования такого явления, как фриланс, у многих, в особенности далеких от этой сферы людей, сформировались жёсткие стереотипы по отношению к удаленным работникам и фрилансерам. Мы не будем их перечислять, наоборот предложим прочитать наше новое интервью с Юрием Волковым (http://www.best-lance.ru/users/profile?userid=2545), который, по нашему мнению, и является воплощением того самого духа фриланса. Конечно, все люди разные и профессиональный признак - это не единственное отличие между всеми нами, но мы очень надеемся, что данная статья позволит взглянуть на фрилансеров в несколько ином ракурсе, лучше понять идеологию их жизни. Интервью вышло объемным, потому оно будет разбито на несколько частей, представляем Вашему вниманию - первую.

 

Best-lance.ru: Здравствуйте, Юрий! Расскажите, пожалуйста, кратко о себе, о своей работе, достижениях, увлечениях.

 

Юрий: Зовут меня просто и даже где-то по-советски - Юрий Волков, сейчас 36, родился и вырос в Киеве.

Работа попалась интересная: даже для выполнения отдельно взятого проекта нужно изучать не просто "предмет по теме", но и учитывать ряд сопутствующих обстоятельств, которые могут оказаться основными.

Я промышленный дизайнер. А это значит, что проектируя, например, "сторож детского сна", нужно учитывать не только технические, но и социально-психологические (о, как!) факторы его применения. Нужно понимать психологию человека, который будет пользоваться результатами, в том числе и моего труда.

А психология может существенно отличаться от моей и даже не потому, что я какой-то особенный - а просто все люди разные.

Вот эта необходимость "влезть в чужую шкуру" меня тоже привлекает. Звучит несколько жестко, конечно - на самом деле это интересно. Это даже в какой-то степени игра. Чтобы жизнь не стала скучной, иногда нужно в неё играть, извините за пафос. Под игрой я имею в виду некий творческий элемент отношений, а не азартные увлечения.

В-общем - работа интересная. Хочешь - развивайся широким фронтом. Не хочешь - развиваться тоже придется, но...что-либо делать нужно, исходя из желания, а не необходимости. Неинтересно - начни играть. Не хочешь - найди мотивацию и захоти.

То есть на работу - не жалуюсь. С начальством, опять-таки, повезло - его просто нет. Причем я не против начальства как такового и иерархии вообще. Более того - за! Но как-то так сложилось, что большинство начальников, которые у меня были, не приемлели спокойного делового общения и старались в первую очередь подавить.

Эта особенность проистекает от недостатка личной культуры большинства моего тогдашнего окружения и начальства как его производной. Вероятно, они общаются с людьми, которым нужен в основном кнут - а я, будучи человеком, так сказать, тонкой душевной организации (даже не знаю, шутка ли это) - не переношу кнут даже в классическом соотношении "фифти-фифти".

Работать нужно не за страх, а за совесть! Всегда! Если отношения переходят на стадию презумпции вины с моделью взаимоотношений "взрослый-ребенок" - надо прощаться. А прощаться во время работы - это хуже, чем коней на переправе менять.

Именно поэтому грубоватые и хамоватые заказчики отсеиваются на самых-самых ранних стадиях.

Так легче.

 

И вот на этапе своей фрилансерской жизни я с неимоверным облегчением обнаружил, что общаюсь преимущественно с интеллигентными и одновременно веселыми людьми. И единственный минус - это то, что судьба не подает тебе этих людей на блюдечке с голубой каемочкой (хотя бывает и так), а нужно их искать.

Но - сюрпрайз! - если ты увлекаешься различными интересными вещами - эти люди находятся сами!

Об увлечениях-то мы в следующий раз и поговорим.

 

Best-lance.ru: А в чём именно заключался "кнут" при работе с начальниками? Речь идёт о жёстком соблюдении сроков, или о невозможности предложить свои идеи, или может вовсе о чём-то другом?

 

Юрий: Я как раз не против четкого соблюдения сроков, если только это не возведено в культ. Отнюдь не требование к пунктуальности подразумевалось под кнутом. Кроме того, и во фрилансерской работе важны сроки. Не выйти на связь в день предоставления результата - это подрыв доверия и потенциальная потеря клиента. Это просто отвратительно, в конце концов.

Разумеется, в большинстве случаев я стараюсь не оговаривать жестких сроков - ведь заказы у меня не проходные, а потому четкие временные (да и не только временные) затраты спрогнозировать бывает трудно.

Но если уж договорились по срокам - ночь не спи (что, впрочем, бывает крайне редко) - но результат предоставь.

 

Но я отвлекся. О кнуте.

В моей офисной практике, большинство руководителей постоянно пытались сделать из меня виноватого. Но поскольку результаты работы я предъявлял в основном хорошие - ставка делалась на косвенные моменты.

Например, в рекламной фирме, в которой я работал, нельзя было купить копеечный отрез самоклеющейся ленты для домашних нужд - зато его можно было своровать. И при этом директор знал, что у работника была такая возможность - и это было как бы неким тайным козырем.

Это вообще такой всеобщий метод - запретить легальные каналы доступа чего-либо, зато разрешить людям идти путем порока с целью "взять за жабры" в нужный момент.

 

Это всеобщая парадигма на всех уровнях. Это технология управления, ничего личного.

Излюбленная манера нашего (может и не только нашего) начальства - это поставить расплывчатую задачу, а потом развивать события по двум вариантам:

а) если работник сделает задачу на свое усмотрение - обвинить в неправильном выполнении,

б) если работник на этапе постановки задачи задает слишком много вопросов - обвинить его в некомпетентности.

Понимаете? В любом случае исполнитель получается виноват. В итоге из человека формируется серый винтик, ключевые качества которого - постоянная боязнь напортачить. Не исполнительность как таковая (это неплохое само по себе качество), а именно - "человечек должен быть в непонятках".

 

Другой пример. Нужно было срочно сверстать и оттиражировать инструкцию для пассажиров транспортного средства - "на вчера". Директор небольшой типографии весь (!) процесс верстки находился рядом, нагнетая обстановку. В итоге я перепутал две цифры, инструкцию пришлось перепечатывать. На мое замечание, что любой материал нуждается в вычитке, директор саркастически заметил "Ну конечно - не хватало после него еще и проверять!".

 

Я стремлюсь смотреть на вещи вширь - возможно потому, что склонен чрезмерно углубляться, и мне такого взгляда, как кажется, не хватает.

Один из примеров такой работы над собой - посещение различных выставок, и непрофильных в том числе.

Вы можете себе представить, как отпрашиваться у руководства на такие мероприятия? Я - могу.

Больше не хочется.

Зато сейчас взял и пошел. А работу доделаю вечером или ночью - зато с новым восприятием и новыми впечатлениями. Полдня-то в запасе есть всегда.

Я бы мог еще привести примеры употребления "кнута". Это все не смертельно. Это просто деформирует личность.

 

Тут самое время посетовать на то что, мол, у нас страна жлобов и эта система воспроизводит себе подобных. Но нет. Я все больше вижу вокруг нормальных, вменяемых людей. Наверное, у меня розовые очки.

Хотя нет - очки скорее коричневые. Стрелковые.

 

Best-lance.ru: Но ведь наверняка и среди нынешних заказчиков попадаются не всегда вменяемые люди и со своими подходами к работе. Не всегда их можно сразу раскусить и понять. Срабатываетесь или в процессе работ приходится отношения разрывать?

 

Юрий: Безусловно. Как ни странно, нет. Вменяемы, как правило, все прорвавшиеся, т.е. фильтр "ранней переписки" работает хорошо. Дело в том, что я с самого начала, во-первых, уделяю внимание обсуждению деталей, и во-вторых, указываю реальные сроки. Подавляющее большинство обратившихся клиентов что-то в этом не устраивает, и они даже не удосуживаются ответить.

Ответ "Юрий, простите, но нас не устраивает цена/сроки или что-либо еще" - удручающая редкость, я получаю его примерно в 20% случаев. Остальные тихо сливаются.

И это подход. Это такой вот уровень понимания. "Никто никому ничего не должен, пока не внесена предоплата" или "это же Интернет" - частенько я слышал такие пассажи от фрилансеров. Последним списком в обязательных долгах значится вежливость.

 

Если бы я не оговаривал все так скрупулезно, то брал бы вдвое больше заказов. Но в ходе их выполнения пришлось бы "раскручивать клиента" на дополнительные деньги - а это нервы и плохое настроение для обеих сторон.

Конечно, фрилансер должен уметь продавать себя. Но продавать можно по-разному - кто-то умеет ненавязчиво увеличить бюджет втрое по ходу дела, выставив это как некую непредвиденную, но объективную необходимость.

У меня политика несколько другая - я даю базовую цену и оговариваю платные доработки заранее. Большинству клиентов это не нравится; их позиция такова: "ты нам назови фиксированную цену [а нам потом что-то стукнет в голову, и мы поэкспериментируем за твой счет]". Встретил даже как-то такое сравнение "у вас как в автосалоне" - мол, за каждую опцию надо доплачивать - вот ведь незадача!

 

После таких вступительных барьеров я работаю только с адекватами.

 

Правда, тут есть некоторый подводный камень - в трех случаях неоплаты денег речь шла об исключительно вменяемых заказчиках. Но подозреваю, будь они менее адекватными - потери были бы больше.

 

Best-lance.ru: Вы работаете по авансовой схеме? Используете ли тех. задание как гарант точного объема работ, а от того и точной цены?

 

Юрий: Да и да. Но и тут есть тонкости.

Что касается ТЗ: я могу заказчику рассказать всё-всё-всё. Предложить варианты исполнения, объяснить пути уменьшения цены, посоветовать параллельные шаги в смежных областях для большей, например, эффективности продвижения своего продукта. Могу даже объяснить, почему он может обойтись без данной работы.

Я ведь работал в полиграфии, наружке. Фотографировал, занимался 3д. Сейчас пишу.

То есть могу составить полноценное ТЗ, видя постановку задачи, так сказать, в комплексе.

Казалось бы, что мешает взять и написать его заказчику сразу?

Мешает то, что если я сделаю это бесплатно - заказчик, обогащенный новыми знаниями и иным видением вопроса, просто "съедет с темы" и уйдет к иному исполнителю.

В то же время платить за составление ТЗ заказчики, как правило, не хотят.

Это первая сторона вопроса.

Вторая: грамотные и вменяемые заказчики (а только с ними, как мы помним, и доводится работать) техзадание на руках, как правило, уже имеют.

И, наконец, третий фактор (отчасти вытекающий из первых двух) - дисциплинарный: если заказчик помучался с ТЗ - значит он умеет изложить свои мысли письменно, а следовательно - не будет досаждать голосовым общением, в течение которого мне придется протоколировать наш разговор.

 

О предоплате. С точки зрения получения денег как таковых - предоплата не обязательна, ибо в случае малого проекта отсутствие авансовых денег роли не играет, а для проектов средних и больших действует поэтапный принцип.

Казалось бы - ударили виртуально по рукам и работаем.

Ан нет.

Кто такой для заказчика фрилансер, который не сидит в офисе, не пользует казенный компьютер и не олицетворяет своим озадаченным видом живую, реальную деятельность?

Никто. Ну, почти никто. Фактически - это человек, который взялся "что-то там наваять", и если клиенту внезапно не понравится сделанное, то... есть некоторый соблазн не платить вообще или существенно сбить цену.

Другое дело - когда клиент заплатил заранее. Во-первых, он уже психологически настроен на то, что раз "плочены деньги" правильному человеку (ведь он сам его выбрал) - то и результат будет правильным. Результат будет правильным еще и потому, что раз перечислена предоплата - проект должен иметь конкретные очертания, то есть - предваряться Техзаданием. Кто ж будет авансами-то вслепую раскидываться?

 

Надо понимать, что у наших людей (допускаю, что не только наших) - сильно развито условное, стереотипное мышление. При таком мышлении человек склонен доверять не столько своим глазам, сколько причинно-следственным, в своем понимании, связям.

Пример. Делал я как-то макет рекламного модуля в справочник. Отправил его заказчику на рассмотрение; тот высказал пожелание увеличить одну надпись и одновременно сдвинуть её вниз. Под надписью, однако был логотип, масштабировать который по эстетическим соображениям не хотелось. Мне удалось так подогнать элементы, что композиция не стала "душной".

Отослав переработанный вариант, получил в ответ комментарий:

- И увеличь логотип обратно.

- Но я его и не умешьшал.

- А за счет чего ты тогда увеличил надпись?

Понимаете? Человек, руководитель с гибким и хитрым умом, имея перед глазами ОБА макета, предпочел поверить не мне, исполнителю (что неприятно, но до определенного предела терпимо), и даже не своим глазам - а своим внутренним догмам!

Поэтому-то ТЗ и предоплата - наше всё.

Поэтому, кстати, полезно и проводить ревизию собственного мышления - а не закоснел ли ты, братец? А не находишься ли в плену иллюзий? Но это я к слову.

 

Насчет использования ТЗ как гаранта точных работ/цены - отчасти да. Но при переписке на стадии обсуждения оговариваются пути и возможности увеличения стоимости проекта, о чем говорилось выше.

 

Best-lance.ru: За то время, что Вы работаете в данной сфере, менялось ли отношение заказчиков к самой необходимости наличия ТЗ?

 

Юрий: Трудно сказать...скорее да, чем нет.

 

Best-lance.ru: А в чём это проявляется?

 

Юрий: Что проявляется?

 

Best-lance.ru: Изменения в отношении заказчиков к ТЗ.

 

Юрий: Ответ "скорее да, чем нет" не носит столь однозначного характера, чтобы здесь было что раскрывать.

В чем может теоретически проявляться "отношение заказчиков к самой необходимости наличия ТЗ" - вероятно, в увеличении % заказчиков с готовым ТЗ, но я не веду на этот счет статистику.

 

Продолжение следует...


Раздел: Интервью | Размещена: 09.06.2013 14:04
Комментировать
Комментарии