Анна Горбань: "Вознесение художников в ранг богемы и вечно-голодных творцов произошло не так давно, по сравнению со всей историей европейской культуры"
Культуре и искусству последние годы уделяют традиционо мало внимания. А, между прочим, люди, чьи профессии связаны с этими сферами, интересны в общении, самобытны и образованны. Анна Горбань (http://www.best-lance.ru/users/profile?userid=10665) согласилась принять участие в нашем интервью, за что мы ей благодарны, ведь удалось рассмотреть вопрос искусства в прикладной плоскости, уверены, что именно это актуально для наших пользователей, так как в первую очередь на сайт приходят в поисках работы и исполнителей. Профессия художника сколь интересна, столь и сложна, но всё же она способна кормить при правильном подходе. Но давайте не будем забегать вперёд, приглашаем к прочтению, действительно, интересного и полезного не только для начинающих художников интервью.
Best-lance.ru: Доброго дня, Анна! Расскажите, пожалуйста, о себе: откуда родом, чем занимались, на чём специализируетесь?
Анна Горбань: Дня доброго. Я из Сибири, училась в Красноярском Художественном Институте. Первоначально специализировалась на станковой графике. В принципе, вся моя профессиональная деятельность, так или иначе, связана с графикой - анимационной, станковой, книжной. Попробовав разные жанры, я остановилась в своем творчестве на иллюстрации, закончила Московский полиграф по этой специальности и до сих пор ей и занимаюсь.
Best-lance.ru: Насколько востребованы труды художника в наше время?
Анна Горбань: Как и в любой профессии, это зависит от умения человека себя подать, найти "нишу сбыта". Возможно, по отношению к искусству это звучит не очень красиво, но так и есть. Не надо забывать, что вознесение художников в ранг богемы и вечно-голодных творцов произошло не так давно, по сравнению со всей историей европейской культуры. Все же визуальные жанры всегда были прикладной, цеховой дисциплиной.
Best-lance.ru: В этом плане и портреты были популярны, так как их заказывали, фотография в чём-то сместила акценты, наверно. Насколько активно сейчас покупают картины у художников?
Анна Горбань: Кроме иллюстрации, я занимаюсь проектами по международному обмену в сфере культуры: пленэры, выставки, конференции. С этой точки зрения могу сказать - последние годы продажи идут на спад, а в последние два года их нет. Никаких. Это закономерно, поскольку покупатели искусства находятся или в нише людей обеспеченных, либо любителей искусства. Ни тем, ни другим сейчас не до трат на "баловство". Все же современное искусство все еще не имеет критериев финансовой и эстетической оценки и относится к категориям роскоши. Естественно, во время кризиса от покупки предметов роскоши отказываются в первую очередь.
Best-lance.ru: В прошлом картины также относились к предметам роскоши?
Анна Горбань: Насколько далекое прошлое Вы имеете ввиду?
Best-lance.ru: К примеру, до того времени как художники были вознесены в ранг богемы и вечно-голодных творцов.
Анна Горбань: то есть до последней трети 19-го века)
Best-lance.ru: наверно, так)
Анна Горбань: Ну посудите сами - если на историю искусств смотреть ретроспективно, крайне мало работ (дошедших до наших дней) были созданы "для себя", без заказчика. Можно сделать предположение, что искусство не было вещью в себе, как на данный момент, а всегда имело прикладное значение. Это или украшение интерьера, или информационное послание, или воплощение персональных вкусов заказчика. А зачастую все три функции в одном.
Best-lance.ru: Но тем не менее оно было доступно более широким слоям населения, чем сейчас, или опять же для избранных?
Анна Горбань: Вы считаете, что широким слоям населения интересно искусство? Тут не стоит путать "доступность" и "востребованность".
Best-lance.ru: А если речь не о высоком искусстве, всё же для украшения интерьера не всегда требуется шедевр, да и не у каждого есть вкус?
Анна Горбань: Ну, с изобретением тиражной печати это перестало быть проблемой. И церковные листы были, и лубок на Руси, а те же французские литографии так просто шедевры. Да и сейчас при желании можно и распечатать себе что угодно и пойти вон на набережную близ ЦДХ, присмотреть себе творчество по бюджету. Не в этом проблема-то. Сейчас, с таким переизбытком информации, крайне сложно формировать именно вкус у "широких масс населения". Как я уже говорила, не сформирован критерий оценки, а в образовательной системе стало непринято формировать тонкость восприятия и вкус. Как говорил один из лидеров Французской революции - проще опустить культуру до уровня масс, чем поднять их до нас. И, кстати, в этом одна из проблем современной культуры - спрос диктует форму и качество изображения.
Best-lance.ru: Тех, кто картины покупает, больше интересуют картины на заказ или уже готовые работы?
Анна Горбань: Тех, кто покупает картины целенаправленно, больше интересует имя художника.
Best-lance.ru: Но опять же уже готовые работы? Или конкретный заказ?
Анна Горбань: Нет такого понятия "картина", если мы не говорим о проходном сувенире на чей-то юбилей. Есть предмет искусства, имеющий рыночную стоимость, которая формируется от известности художника, жив он или нет, насколько ровно и плодовито работает. В контексте вопроса - готовые работы. И желательно, уже умершего художника. Хотя есть такой жанр, как салонная живопись. Это всегда заказ)
Best-lance.ru: Дизайнер и художник – в чём, по Вашему мнению, принципиальное отличие этих двух профессий?
Анна Горбань: Дизайнер работает с другой знаковой системой. Все-таки дизайн - это прежде всего мессэдж, который должен быть максимально действенно выражен в минимальном количестве знаков. Для дизайна главное - направленность послания, максимальная доступность изображения. Художник же работает больше с ассоциативными связями предполагаемого зрителя. Не со знаком, а с пространством. Не с информацией, а с эмоцией.
Best-lance.ru: Начинающий художник решает своим ремеслом зарабатывать на жизнь, с чего бы Вы посоветовали начать, чтобы обеспечить себе достойный заработок?
Анна Горбань: Я бы советовала не идти в художники
Best-lance.ru: Но ведь Вы решились? Или для Вас это не основной заработок?
Анна Горбань: Для меня - основной. Но большинство художников, даже не начинающих, считают, что стоит им показать миру свои прекрасные творения и опа! Их признали, их купили. Крайне мало, кто действительно понимает, насколько большую работу по сэлф-промоушингу надо провести, чтобы тебя хотя бы посмотрели. Со сколькими людьми нужно познакомиться и во сколько мест надо послать портфолио, чтобы стали покупать. Все это чаще всего заканчивается крайне малыми заработками и страданиями о собственной непризнанности.
Best-lance.ru: По Вашему опыту, на фриланс-сайтах есть подходящие заказчики, которым требуется живопись?
Анна Горбань: попадаются раз в два-три месяца
Best-lance.ru: А чего не хватает на фриланс-сайтах для успешной работы художника на них?
Анна Горбань: Немного подумаю)
Best-lance.ru: да, конечно)
Анна Горбань: Из чисто технических - не на всех сайтах удобный интерфейс загрузки и просмотра портфолио. Очень мешает, если к предложению нельзя прикрепить образцы работ на свой выбор. Самое забавное, что многие нововведения мешают. Например, на одном из сайтов ввели систему оплаты по европейскому типу - заказчик переводит деньги в систему, а исполнитель их получает после утверждения результата. В итоге с этого сайта поток предложений иссяк на пару месяцев, пока нововведение не убрали. Было бы неплохо, если заказчикам будут предлагать линейку исполнителей по тегам, чтобы они могли сразу ориентироваться в предлагаемом качестве и цене. Возможно, стоит ввести ценовую политику и со стороны исполнителя, и со стороны заказчика. Иначе большинство предложений разыгрываются, как аукцион на понижение - кто быстрее и дешевле нарисует, тот и работает. А это опять снижение качества и в результате - имиджа самого сайта.
Best-lance.ru: Мы решили, что будет честно, если собеседник получит возможность задать вопросы и нашему порталу. Вы можете и не воспользоваться этим правом поменяться ролями или задать не более 2 вопросов, которые и завершат наше интервью.
Анна Горбань: Как Вы считаете, адекватен ли рейтинг исполнителей по количеству "лайков", и на сколько он влияет на решение заказчика?
Best-lance.ru: Данный показатель - это скорее уровень социализации пользователя, его вовлечённость в жизнь сообществ на сайте. Вряд ли заказчики руководствуются таким показателем при выборе сотрудника, портфолио и отзывы по итогам работы в этом случае более показательны.
Анна Горбань: В большом количестве случаев заказчик сам толком не знает чего хочет, и если участие в "каруселях" на главной странице платное и тоже не показатель, рейтинг не показатель, как Вы думаете, по каким главным критериям определяется исполнитель?
Best-lance.ru: Расставим по приоритетам: портфолио, отзывы, рейтинг. Рекламные места, как и в любом бизнесе, позволяют найти заказчика, здесь нет ничего уникального, реклама - двигатель торговли. Но сама по себе реклама - это не показатель, это именно инструмент, который позволяет повысить интерес к себе и получить заказ.
Анна Горбань: Спасибо)
Best-lance.ru: Спасибо и Вам, Анна, за очень интересную беседу! В своё время Россия славилась своими художниками, хочется верить, что культурное наследие будет не только сохраняться, но и приумножаться. Желаем Вам всяческих успехов!
Анна Горбань: Благодарю. Вам спасибо, что пригласили участвовать.