История посредничества
В Китае есть свидетельство, как однажды ученик Конфуция спросил: «Мастер, назови одно слово, которое может служить правилом на всю жизнь?» Конфуций ответил: «Это слово — взаимность». В основе конфуцианства лежит «стремление к достижению взаимности», а также «посредничество» как способ, который позже получит распространение во всем мире.
Со времен Конфуция многое изменилось. Национальные границы государств больше не являются границами бизнеса. Эффектные технологические достижения, особенно в области коммуникаций, и политические изменения способствуют глобализации бизнеса, созданию новых международных торговых и инвестиционных режимов.
Программы жесткой экономии правительства урезают расходы гражданского судопроизводства из государственной казны. В результате чего резко возросла заинтересованность в судебном разрешении споров до суда.
Появляется новая услуга — МЕДИАЦИЯ. Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» — «посредничать». В двух словах, медиация — это переговоры при участии нейтрального посредника (медиатора). При этом медиатор поддерживает вовлеченные в спор стороны в выработке самостоятельного решения — выход из конфликтной ситуации, который устроит все стороны. Большинство споров с помощью медиатора решаются в один день, в отличие от длительных сражений судебного разбирательства. И обязательная медиация не за горами. Судопроизводство вскоре может поменяться местами с медиацией, отдав преимущество новому направлению — альтернативному способу разрешения споров. Этот способ может стать основной формой достижения согласия, он не является сложным, дорогостоящим и трудоемким. Но все это требует общего видения будущего и воли к его достижению.
Дорога в будущее
Никто из нас не знает будущего, но мы все пытаемся предсказать. Тем не менее, точные прогнозы остаются жизненно важными для социально-экономического прогресса. Профилактика и эффективное предотвращение споров может оказать значительное позитивное влияние на обеспечение устойчивого общества и экономики.
Только к концу 1980-х годов методы медиации породили специализированное обучение в США как направление по урегулированию конфликтов. Программа была инновационной, вдохновляющей и уникальной при введении в центры обучения, особенно бизнеса и права. Это богатство знаний генерируется в переговорном поле. Проросшие в других местах методы посредничества внедрились в образование с 1988 года в Австралии, институтах Канады, в Великобритании — к 1990 году. Позже в Сингапуре, Гонконге, странах континентальной Европы и Латинской Америки.
Как обстоит дело в России? 07 июля 2010 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193 ФЗ. 14 июля 2010 года он был одобрен Советом Федерации. 27 июля 2010 года этот закон был подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым и уже вступил в силу с 01 января 2011 года.
Большинство людей смогут решить даже самые трудные и сложные споры, если они будут придерживаться четкой процедуры или с помощью привлеченного третьего лица — медиатора. Медиация является безопасным способом, при котором ни права, ни интересы сторон не будут скомпрометированы. Таким образом, в медиации все только выигрывают. Конфликтующие стороны быстро признают ценность третьих лиц в решении трудных вопросов. Если одной или обеим сторонам сложно вести переговоры, то медиатор будет направлять их и защищать обе стороны через этот процесс. В развитых странах медиацию, а также консультации специалистов данной области, включают в согласование вопросов в любом контексте: в бизнесе / коммерческих вопросах, трудовых спорах на предприятиях, в здравоохранении, разрешении конфликтов в семье, в бракоразводном процессе и т.д.
Медиация прошла долгий путь, но впереди путь не менее сложный. Например, в коммерческой медиации многие владельцы бизнесов уже осознали ценность привлечения посредников, чтобы заключать сделки. И это абсолютно естественное применение медиации, чтобы договориться более эффективно, если нейтральный человек профессионально будет управлять процессом переговоров. Медиация — в интересах всех участвующих сторон. Такое развитие событий приведет к революции практики привлечения медиаторов.
Возможности для медиации огромны. В течение следующих нескольких лет спрос на навыки медиации значительно увеличится. К 2020 году учебные заведения будут включать медиацию и ведение переговоров в свои стандартные обязательные учебные программы. Получение этих навыков станет обычным явлением. Акция дорогостоящая, но и необходимая. И если сейчас носители навыков не смогут сотрудничать в создании последовательной, прозрачной программы, отвечающей высоким стандартам, я ожидаю, что правительство сделает это за них.
Я практикую медиацию уже несколько лет, преподаю в Международном Институте Медиации. По моему убеждению, сертификация навыков должна проводиться через ролевые игры, устные и письменные экзамены, охватывать способности, навыки, компетенции медиативного подхода, основные знания переговоров, этики и деонтологии, а также вопросов, возникающих в этой области. Широко распространенно мнение, что прозрачность является ключом к достижению целей. Это фундамент медиативного подхода. Способности завоевать доверие противоположных и часто враждующих сторон является жизненно важным навыком успешного медиатора.
Можете ли вы стать медиатором?
Редко кто от рождения проявляет успешность в предпринимательстве, лидерстве. Как и в других профессиях, технические навыки и знания, по существу, дело практики, но в основе всегда стоит личность. И лишь немногие из тех, кто сейчас успешно выступают медиаторами, начали свою карьеру в этой роли. Большинство специалистов в медиации начинали карьеру из других профессий.
Система оценки качества и компетентности медиаторов требует профессиональной подготовки. По прогнозам западных экспертов, задолго до 2020 года, медиация может стать первой подлинно глобальной профессией. Если мы придем к этому сегодня, стандарты качества этой услуги будут высокими и универсальными. Это перспективный, многообещающий путь, отражающий последние тенденции современного общества. Заинтересованные стороны, например, госструктуры и компании, будут финансировать научные исследования для разработки новых инструментов.
Давайте работать вместе!
Светлана Митрофанова, эксперт Brainity
Источник: www.brainity.ru/business/review/12534/